Проведение корпоративных праздников позиционируется западными экономистами как отличный способ объединения работников, сплочения коллектива, что ведёт к повышению эффективности работы команды в целом.
Работает ли это на Западе, доподлинно неизвестно, но природа русского человека такова, что после бурно проведённого вечера все сослуживцы обсуждают этот самый вечер, пытаясь восстановить полную картину произошедшего. Если на самой вечеринке, в основном, перемывались косточки начальству, то после вечеринки обсуждаются подвиги отличившихся сослуживцев. Понятно, что до обеда никто работать не собирается, а те самые отличившиеся сотрудники – и вовсе до вечера. Несомненно, такие разговоры объединяют коллектив, но не для поставленной руководством цели, а для очередной встречи в баре после работы.
Так же ещё одной особенностью российской корпоративной вечеринки является недовольство жён, которые в виду занятости не имеют возможности пойти на корпоративный праздник вместе с мужем. В этом случае скандал начинается уже дома, и, вырвавшись из него на вечеринку, мужчина, скорее всего, не рассчитает свои силы в отношении спиртного. Это обязательно сделает его героем для обсуждений на следующую неделю.
Как уже было сказано, обсуждение начальства таким большим скоплением людей делает это обсуждением очень негативным. В итоге начальник будет либо скотиной, либо круглым дураком. Это объединяет коллектив, но объединяет против начальства. Это происходит потому, что в подогретом алкоголем мозге рядовых сотрудников в полном объёме включается банальная зависть к непосредственному начальнику, и даже высшему руководящему составу. Для уничижения субъекта этой зависти и поднятия собственной самооценки и начинается обсуждение действий начальства в негативном ключе. В одно мгновение забывается всё хорошее, что начальник сделал для подчинённых, а спорные моменты трактуются в свою пользу.
В ближайшее время после вечеринки присутствовавшие сотрудники начнут считать, во сколько обошлось данное мероприятие и почему напротив граф «подарки сотрудникам» и «коробка подарочная оптом» стоит такая большая сумма. Отгуляв корпоратив и забывая о том, что деньги на этот праздник потрачены из прибыли предприятия, а не из фонда заработной платы, каждый сотрудник начнёт думать о том, что было бы лучше, если бы эти деньги выдали в виде премии.
В общем, если в Вашем коллективе работают не приезжие европейцы или американцы, а россияне, то необходимо лишний раз подумать, стоит ли буквально перенимать опыт зарубежных коллег в таком тонком деле как объединение коллектива и повышение его работоспособности. Возможно, учитывая менталитет подчинённых, лучше использовать проверенный годами метод кнута и пряника. Зачастую, маячащая впереди премия подстёгивает работников более эффективно, чем возможность провести время с коллегами в неформальной обстановке.